За три последних месяца 2014 года наблюдается рост цен на продовольствия. Причём в России «цены дорожают» в 40 раз быстрее, чем в Европе.
Директора Института аграрного маркетинга, Елена Тюрина:
«Дорожают больше всего те сегменты, где у нас высокая доля импорта. Сейчас этот процесс ускорился на фоне ослабления рубля».
По данным Росстата самый большой вклад в повышение продуктов внесли такие продукты как фрукты, овощи, молочные продукты и рыба.
К категории товаров, которые импортируются относятся: кофе, чай, фрукты. Молочные продукты дорожают из-за того, что для их изготовления из-за рубежа завозятся сырье.
На цены также влияет отсутствие конкуренции между участниками рынка. Любую негативную ситуацию, политическую нестабильность наши участники рынка (производители и продавцы) умудряются использовать для своей выгоды резким поднятием цен.
Страны ЕС находятся в другой, более выгодной ситуации.
Елена Тюрина:
“Между странами ЕС есть разделение труда, и обмен товарами налажен очень хорошо. В итоге ЕС обеспечивает себя практически всем продовольствием кроме зерновых”.
Ну, и на фоне падения рубля подорожание продовольствия, конечно, неизбежно, весь разговор о том, что иногда цены спекулятивно и необоснованно высоки.
Заведующий лабораторией анализа прогнозирования, Дмитрий Белоусов:
«При нынешних условиях в экономике годовая инфляция, вероятнее всего, окажется на уровне 6,1-6,3 %».
Но может быть и больше, так как в этих показателях не учтены такие обстоятельства как, например, засуха или град и другие негативные природные факторы. Так как курс рубля будет продолжать снижаться и во второй половине 2014 года, то рост цен на некоторые продукты будет продолжаться. И очевидно, что курс рубля в сравнении с курсом евро меняется очень сильно. Все эти факторы влияют на сельхозпредприятия, которые, чтобы расплатиться по кредитам и долгам пытаются любыми способами получить как можно больше денежных средств со своей продукции.
Елена Тюрина:
“Европейским потребителям, конечно, с ценами повезло, однако для производителей они могут стать камнем преткновения для получения прибыли. Но на европейские компании давит рост безработицы и снижение доходов населения, – так что повышать цены они себе позволить сейчас не могут”.
Дмитрий Белоусов:
“…вложить эффект от девальвации национальной валюты (увеличение выручки компаний-экспортеров в рублях) в экономику».
А для этого Центральный банк не должен ориентироваться на показатель инфляции, когда выбирает метод регуляции, а всё внимание сосредоточить на росте экономики. Белоусов крайне отрицательно относится к решению ЦБ о поднятии ставки рефинансирования до 7,5%. Он считает, что в нынешнем положении инвесторам лучше положить деньги в банк на депозит, а не вкладывать их в бизнес, рискуя ими.