В своем недавнем интервью исполнительный директор “Лемана ПРО” (бывший Leroy Merlin) Марина Фытова поделилась мнением, почему приходится завозить гвозди в Россию из Китая. Фактически это отвечает на возмущение спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая двумя годами ранее укоряла, что при таком большом объеме выпуска металла «мы даже гвозди не производим в стране»
Марина Фытова рассказала, что производство гвоздей в России экономически нецелесообразно, так как два завода в Китае закрывают весь мировой объем
Мы проанализировали одну из категорий металлических скобяных изделий и выяснили, что в Китае два завода закрывают в двойном объеме все мировое потребление этих товаров. То есть глобально можно сделать свой завод, но экономической целесообразности в этом нет: сложно предложить кому-то инвестировать, когда уже в двойном объеме закрыт весь мировой спрос.
Часто ряд позиций остаются более выгодны для приобретения в виде аналогов китайского производства. Пример: Задвижка Аналог МЗВ 150
Распространение связано в том числе с большим циклом окупаемости тяжелой промышленности и высокими рисками для инвесторов в условиях, когда Китай покрывает существующий спрос.
Причем ситуация наблюдается и при производстве технически сложных товаров, когда все производственные площадки налажены, есть существенная доля рынка и даже работают программы государственной поддержки. Буквально сегодня стало известно, что вице-президент АвтоВАЗа Дмитрий Костромин остался недоволен перекосом спроса на автомобили в сторону все тех же китайских производителей. Топ-менеджер пожаловался, что 80% денег россиян вкладывается именно в китайский автопром, и только 11% населения выбирают Lada. Тем не менее, ситуацию на российском рынке автопрома для населения он оценивает положительно:
Если смотреть глобально, то положительно. Дефицит машин закончился – предложение сейчас опережает спрос. По нашей оценке, рынок в этом году может составить даже больше, чем прогнозировалось экспертами ранее. Будет продано 1,7 -1,75 млн автомобилей
Эксперты соглашаются, что для стимулирования отечественного производства необходим комплекс мероприятий, включая инвестиции в создание компонентной базы. И сейчас в ряде направлений такие процессы импортозамещения уже происходят.